Храм Воскресения Христова, с. Бурцево

История


По дороге в село Юрино, бывшую вотчину князя Дмитрия Михайловича Пожарского, в двадцати двух километрах от центра города Балахны Нижегородской области молчаливо встречает путника полуразрушенный остов церкви во имя Воскресения Господня, построенной саратовским купцом Иваном Николаевичем Польским.

Этот храм не только украшал некогда бойкое торговое село Бурцево, но и являлся центром общественной жизни Жарской волости Балахнинского уезда, куда входили поселения: Бурцево, Сонино, Старцево, Бредово, Юрино, Конево, Погарново, Хмелеватово, Осерово, Малинино. К сожалению, многих вышеперечисленных деревень уже не существует. Найдутся ли меценаты, готовые возродить этот храм? Жарская волость с незапамятных времен привлекала беглый люд непроходимыми шумными дубравами, таинственностью девственных лесов, озерами-чарусами. Находили здесь приют и ревнители старой веры. Торговая дорога Москва-Вязники-Юрино-Городец была прежде заманчивым местом для разбойников. Из поколения в поколение передавалась легенда о бойком вожаке грабителей по фамилии Бурцев, который со своими товарищами Сониным, Трошиным и Чуркиным грабил только богатых людей. Укрыв награбленное добро среди зыбучих топей, друзья разошлись на четыре стороны. В память о шалых людях поселения стали именоваться: Бурцево, Сонино, Трошино, Чуркино. Начало XVII столетия ознаменовалось для жителей Жарской волости многими испытаниями: голод, засуха, многочисленные пожары уносили из жизни целые поселения. Древний промысел – зноить (то есть жарить) древесный уголь стал невозможен. Обживали новые места, так как по поверью на старом месте ни дома, ни храмы уже не строили.

Первое упоминание о бурцевском храме относится к 1628 году.

Рисунок1

К этому времени в селе Бурцеве имелся храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь пророка Илии и Зосима и  Савватия, Соловецких чудотворцев. На многие десятилетия для сельчан Ильин день стал престольным праздником. Известно, что пророку Илие молятся о даровании дождя, когда гремит гром и стоит засуха.

Архимандрит Макарий (Миролюбов) название Жарской волости связывает с фамилией князя Д. М. Пожарского, имевшего, по преданию, вотчину в селе Юрино и построившего для поминания воинов, победивших врагов в 1612 году два храма — в честь Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери. Благодаря этому неутомимому исследователю церковной старины нам известно и о деревянной церкви в честь Воскресения Господня постройки 1780 года, которая прежде была в этом селе. «Церковь села Бурцево деревянная. В 1846 году обита тесом и выкрашена краской; а построена, как означено на поперечном брусе с иконостаса, при царе Петре Алексеевиче и патриархе Адриане». Известно также имя стольника Ивана Васильева сына Волжинского, который особо усердствовал о постройке храма на месте сгоревшего деревянного в память о патриархе Адриане. Митрополит Казанский Адриан был последним из числа десяти Патриархов Московских и всея России. Он был у власти с 1690 по 1700 годы. Крепко стоял за старые обычаи и предавал анафеме брадобритие. Был против употребления табака, выступал против «лжеумствований лютеранских». В своих проповедях патриарх Адриан тех, кто брил бороды, сравнивал с «котами и псами». Стращал народ вопросом: «Если бреют бороды, то где встанут на страшном суде: с праведниками ли, украшенными бородами, или с бритыми еретиками?» Раскольники, преследуемые властью, бежали в бурцевские леса. Из таблицы, составленной балахнинским краеведом В. А. Угрюмовым (приведена выше), видно соотношение православных и раскольников в с. Бурцево в 1868—1881 гг.

Вернемся к архимандриту Макарию, который отмечал внутреннее убранство церкви Воскресения Господня, в особенности иконы, написанные в конце XVII века, а также Евангелие времени царствования Алексея Михайловича. Евангелие напрестольное было обложено полубархатом лилового цвета. В центре изображены Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча. По краям — евангелисты. Чеканная работа выполнена из позолоченного серебра в 1662 году. В Воскресенской церкви имелось второе Евангелие, обложенное голубым полубархатом, чеканной работы, выполненной из посеребренной меди. В центре изображено Распятие Христа с Богородицей и Иоанном Богословом, по углам — евангелисты. Это Евангелие было перенесено из Юринской церкви, по преданию — вклад князя Д. М. Пожарского. Из лиц духовного сословия в Воскресенской церкви служили: в 1811 году — священник Василий Алексеев, в 1833 году — Андрей Петрович Каменский. С 1874 года здесь служил Михаил Иванович Гноринский, который только в 1916 году, по достижении 80 лет, был почислен за штат. Отец Михаил за более чем 40-летнюю пастырскую службу был награжден в 1881 году набедренником, в 1891 году – скуфьей, в 1901 году — камилавкой, в 1909 году – орденом Святой Анны, в 1912 году – наперсным крестом. Также имел серебряный крест в память Святейшего коронования государя Николая II, серебряную медаль в память погибшего государя Александра III. Был награжден орденом Святого Владимира IV степени.

Печально складывалась судьба устроителя каменной Воскресенской церкви, саратовского купца-пароходчика Ивана Николаевича Польского.

image004

Начало постройки храма относится к 1898 году, а завершение – к 1900 году, о чем свидетельствуют цифры, выбитые над окном второго яруса колокольни. Освящен храм был в 1901 году к празднику Петра и Павла. По воспоминаниям старожилов, богатый пароходчик имел дело в Городце. Своих детей у него не было, и он воспитывал приемных — мальчика и девочку с одинаковыми именами Александр и Александра. Родился Иван Николаевич Польский в 1860 году в селе Чардыме Саратовской губернии. Имел пароходы, сплавлял лес по Волге. Кроме церкви в селе Бурцеве им построена была еще одна церковь (неизвестно где).  1917 год в одночасье лишил Николая Ивановича Польского всего. Но он не сдался. Советскую власть принял терпеливо. Работал счетоводом, сторожем в различных учреждениях, пока хватало сил. Однажды Иван Николаевич в самый ледоход был послан в Городецкий затон по каким-то делам. По иронии судьбы ему, бывшему пароходчику, пришлось идти по ледяной воде. Он застудил ноги и попал в Бурцевскую больницу. Подлечившись, И. Н. Польский со стареющей супругой Марией Николаевной остался в Бурцеве. Не имея собственного жилья, в течение нескольких лет ютились они у своих знакомых. В благодарность за приют Иван Николаевич отрабатывал как мог. Как-то жарким летним днем, когда Иван Николаевич вырубал кустарники разросшейся малины (власти готовили объездную дорогу на случай пожаров), с ним случился сердечный удар.

Доведенный до отчаяния, в возрасте 76 лет И. Н. Польский пишет письмо Михаилу Ивановичу Калинину в Москву. К всесоюзному старосте бывший пароходчик обратился с единственной просьбой — предоставить государственную пенсию. Председателю ВЦИК Иван Николаевич доказывал, что всегда трудился для народа, да — буржуем был, но кулаком — никогда. 17 лет честно работал на советскую власть, воровать не мог. С горечью восклицал: как можно Москву называть сердцем России, если голова делает одно, а ноги — другое, тем самым намекая на перегибы власти. Иван Николаевич просил к себе снисхождения, поскольку даже раскаявшемуся преступнику по закону есть милость. В одном письме И. Н. Польский подписался «Бывший когда-то действительно честный работник», в другом письме стояла подпись «Полуголодный старик». 13 февраля 1936 года на имя Ивана Николаевича Польского из ВЦИК за № АП 815 пришел официальный отказ на получение пенсии. Со слов жительницы села Бурцево Е. Г. Малышевой, похоронен Иван Николаевич Польский перед южным входом в церковь Воскресения Господня со стороны сельского кладбища.

Храм освящен в 1902 году.

Престолов два: первый  во славу Воскресения Господня, второй – придельный во имя Преподобного Серафима Саровского Чудотворца .

Здание церкви подверглось разрушению в 1930-е годы. Священник расстрелян в 1937 году. Имя его было неизвестно до сего дня. После встречи со старожилами удалось восстановить страшные события тех дней. Теперь, через работу в областном архиве Нижнего Новгорода мы постараемся найти его родных.

Перед Великой Отечественной Войной были сброшены с колокольни колокола. Перед вами документ – опись 1919 года, сделанная большевиками. – По сути, разорение началось уже тогда…

В советское время в храм забирались любопытные мальчишки, кто-то жег костры, кто-то устраивал танцы. В храме повреждены кровли, утрачены иконостас, церковная утварь, окна, в мае 2013 года сгорели купола.

Осенью 2013 года по благословению Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия начались восстановительные работы в храме. Приход был зарегистрирован.

Храму, являющемуся памятником культуры с более чем столетней историей, нужны были неравнодушные помощники-добровольцы.

В маленьких селах старики иногда теряют в какой-то степени смысл жизни. И когда работы начались, народ воодушевился, пошел к Храму. Мы увидели взаимодействие неравнодушных людей, вместе с которыми мы все возрождаем храм.

По мотивам статей И.Г. Захаровой, В.Е. Шматова (журнал Нижегородская старина, 2010).

Перейти к верхней панели